Здоровьесбережение

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней физической подготовленности и гармоничного физического развития. Состояние здоровья ребенка относится к ведущим факторам, в значительной мере определяющим его способность успешно справляться со всеми требованиями, предъявляемыми к нему, условиямижизни и воспитании в детском учреждении и в семье. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и Российской академии медицинских наук физиологически зрелым рождается не более 14% детей, количество здоровых дошкольниковсоставляет всего лишь около 10%. Среди контингента детей, поступающих в школу, более 20% имеют дефицит массы тела, 50% детей хронически больные.

Причинами резкого снижения здоровья детей дошкольного возраста являются: падение уровня жизни, социальные потрясения, неблагоприятная экологическая обстановка В России; ухудшение состояния здоровья родителей; стрессы; дефицит двигательной активности детей; недостаточная квалификация воспитателей в вопросах охраны здоровья и физической подготовленности, а порой простое нежелание уделять этим вопросам внимания; недостаточная информированность родителей в вопросах сохранения здоровья детей; неполноценное питание и прочее.

На состояние здоровья дошкольника оказывают существенное влияние такие факторы как неблагоприятные социальные и экологические условия. Отрицательная экологическая обстановка в районах проживания и обучения детей существенно повышает их заболеваемость и, как следствие – снижает эффективность образовательного процесса.

Проблемы здоровьесбережения дошкольников непосредственно связаны и с нарастающей интенсификацией учебного процесса, поскольку в системе образования предусмотрена дошкольная подготовка будущих школьников. Здоровьесбережение дошкольников является актуальным и для педагогического коллектива ДОО, так как решать вопросы гармоничного, всестороннего и творческого развития ребенка можно только тогда, когда воспитанники не болеют.

Основной задачей дошкольных организаций на современном этапе развития системы образования, в условиях реализации ФГОС, является оптимизация оздоровительной деятельности в ДОО. Охрана здоровья дошкольников, обучающихся в ДОО включает в себя: оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; организацию питания обучающихся; определение оптимальной образовательной нагрузки, режима занятий (определяется на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения); пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда; организацию и создание условий для профилактики заболеваний, и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом; прохождение обучающимися, в соответствии с законодательством РФ, периодических медицинских осмотров и диспансеризации; Обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в ДОО; проведение санитарно-противоэпидемиологических и профилактических мероприятий.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования, задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей, педагогического состава ДОО и родителей. Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы: - приобщение детей к физической культуре; - использование развивающих форм оздоровительной работы. Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней к укреплению здоровья участников образовательного процесса в ДОО. Следовательно, педагоги воспитывают в ребенке потребность в здоровом образе жизни, и оказывают просветительскую и консультативную помощь родителям воспитанников.